payday



Обзор новостей СРО финансового рынка с 24.06.2013 по 30.06.2013

24.06.2013 Рынок становится все более прозрачным

В 2012 году количество МФО увеличилось в 2,5 раза, портфель микрозаймов вырос на 33%, а средний портфель в риске более 30 дней снизился на 0,36 п.п. до 4,81%

По состоянию на 20 мая 2013 года в реестре ФСФР было зарегистрировано 3 136 микрофинансовых организаций. Не все из них работают, в конце года даже начался процесс добровольного выхода компаний из Реестра, но вступают в Реестр всё равно больше, поэтому налицо — динамика роста. Так, за 2012 год их количество увеличилось в 2,5 раза и на 1 января 2013 года достигло отметки 2575. Что касается среднего прироста портфеля микрозаймов, то в 2012 году он вырос на 33%, а в 2013 году прогнозируется его рост более чем на 40%. Среднее значение активного портфеля займов на один микрофинансовый институт показало рост в 2012 году более чем на 30%. Для сравнения: в банковском секторе, по статистике ЦБ РФ, прирост кредитов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составил 15%, а кредитов физических лиц — около 20%. Мы наблюдаем активный рост рынка микрофинансирования и его профессионализацию. Компании, которые туда попали случайно, со временем понимают, что этот бизнес для них не является основным, поэтому они покидают рынок. Те же, которые остаются, ведут его более серьезно и ответственно, осознавая и необходимость грамотного решения вопросов просроченной задолженности, и защиты прав клиентов.

Упрощенная схема получения займа опасна риском закредитованности. Если у человека, который попал в сложную финансовую ситуацию, например, набрал кредитов в банках и не может их обслуживать, есть возможность пойти в МФО или КПК (кредитный потребительский кооператив), то он такой возможностью воспользуется, в том числе, переходя из одной организации в другую. Но рано или поздно цепочка прервется. С одной стороны, заемщик не сможет рассчитаться по долгам и лишится своего имущества. А с другой стороны, кредитор — МФО или КПК — не сможет вернуть свои деньги.

Несмотря на упрощенную систему получения заемщиком финансовых ресурсов, нужно отметить, что средний портфель в риске более 30 дней достаточно низок. Более того, происходит его снижение. В частности, в 2012 году он снизился на 0,36 п.п. до 4,81%. Отмечу, что данный показатель не учитывает ситуацию в сегменте «займов до зарплаты» (PDL-займы). Аналогичный показатель для банковского сектора — снижение на 0,19 п.п. до 4,57%.

Пока рынок молодой, и проблема закредитованности остро не ощущается. Но, несмотря на это, уже сейчас мы должны принимать меры, которые должны препятствовать возникновению просроченной задолженности. При такой динамике роста рынка проблема просроченной задолженности может принять достаточно масштабный характер.

На этапе формирования и становления рынка особое значение приобретает добровольное соблюдение норм закона и этики. На сегодняшний день мы можем говорить о том, что рынок становится все более «прозрачным». Последовательные законодательные инициативы, деятельность ФСФР и СРО (саморегулируемые организации) привели к тому, что с 2010 года, когда рынок был на 100% нерегулируемым, мы постепенно переходим к тому, что по состоянию на апрель 2013 года «в тени» остается менее 25% нерегулируемого рынка.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НП «МИР»
- Присоединение к институту финансового обмудсмена.
- «Кодекс этики» по работе с просроченной задолженностью.
- Совместная работа с Роспотребнадзором над спецификой защиты прав потребителей на рынке микрофинансирования и противодействие «серому» рынку.
- «Стандартные положения» договора потребительского микрозайма и займа до зарплаты, устанавливаемого на уровне СРО.
- Обязательность взаимодействия с Бюро кредитных историй.

В отношении организаций, работающих на «белом» рынке и входящих в реестр ФСФР, хотелось бы отметить следующее. На сегодняшний день у нас саморегулирование предусмотрено только для КПК, для МФО это пока неактуально. Тем не менее, среди МФО сформировался «пул» организаций, которые добровольно и по собственной инициативе считают необходимым соблюдать не только нормы закона, но и этики, и уже сейчас работать на принципах саморегулирования. В частности, они в 2011 году инициировали создание Некоммерческого партнерства «Микрофинансирование и Развитие» (НП «МиР»), которое в дальнейшем планирует приобретение статуса СРО. Сейчас в него входят крупнейшие микрофинансовые институты, и оно формирует более 50% микрофинансового рынка России. Сегодня НП «МиР» — это крупнейшая дискуссионная площадка, на которой обсуждаются законодательные инициативы в области микрофинансирования, формируются стандарты для работы микрофинансовых организаций (МФО), выявляются и решаются актуальные проблемы, связанные с этапом формирования микрофинансового рынка в России.

источник

24.06.2013 Большой стране – мегарегулятор

Чем и как будет руководить Эльвира Набиуллина

Эльвира Набиуллина последние дни поглядывает на ЦБ из Кремля. ИТАР-ТАСС

Первые предпосылки к созданию единого надзорного органа за финансовыми рынками появились еще в 2000 году. Частично реализоваться возникшей идее удалось только в 2004 году, тогда на свет появилась Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Предполагалось, что новая служба будет осуществлять контроль за деятельностью страховых и финансовых организаций, а также банков, но в итоге дело ограничилось только финансовым рынком. Однако, как показала практика, служба со своими обязанностями едва ли справлялась. В связи с этим в 2006 году правительству пришлось отказаться от идеи передать ФСФР функции контроля над банками, чему в самой службе были несказанно рады. Впоследствии Минфин не раз возвращался к вопросу расширения функций ФСФР, но из-за непреодолимых разногласий между ведомствами идея о создании единого регулятора была отложена.

Дальнейшее развитие ситуация получила с приходом к власти Дмитрия Медведева. При нем концепция создания регулятора менялась несколько раз. Сначала было предложено подчинить ФСФР Росстрахнадзору. Затем, наоборот, упразднить Росстрахнадзор и передать его функции ФСФР. Таким образом, политики вернулись к идее 2004 года — создать мегарегулятор на базе ФСФР, 4 марта 2011 года был подписан соответствующий указ. Но на этом история не закончилась. Окончательное решение относительно регулятора было принято осенью 2012 года. Правительством было решено создать единый надзорный орган за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России с последующим присоединением к нему ФСФР. Необходимо признать, что развязка сюжета крайне неожиданная.

Собственно говоря, почему выбор пал на Банк России? И зачем вообще России мегарегулятор?

Ответ на первый вопрос лежит на поверхности. На сегодняшний день Банк России является одним из самых эффективных регулирующих органов, в частности речь идет о надзоре за деятельностью банков. ЦБ имеет большой опыт в сфере регулирования и самое главное — не зависит от исполнительной власти, это немаловажное обстоятельство. Плюс репутация самого банка, несомненно, окажет влияние на крупных инвесторов.

Ответ на второй вопрос более емкий и требует рассмотрения общемировой практики регулирования финансовых рынков. Опыт других стран показывает, что большинство осуществляет контроль за рынками с помощью единого регулятора. Есть и такие, чья надзорная система разделена на отдельные самостоятельные части. Например, Китай и США. В каждом американском штате существуют свой надзорный орган и законодательная система в отношении страховщиков. За работой финансового рынка следят саморегулируемые и уполномоченные финансовые организации. Нельзя сказать, что подобная система регулирования лучше, но среди ее плюсов — ограниченное влияние на рынок и отсутствие столкновения интересов. Это значит, что при наличии ошибок в работе одной структуры не страдает вся система в целом, грубо говоря — одни не заражают других. Мегарегулятор с этой точки зрения является более уязвимым.

Однако России именно такая система регулирования подходит больше всего. В первую очередь это связано с тем, что отечественные финансовые рынки тесно связаны друг с другом. Зачастую та или иная финансовая организация, осуществляющая деятельность на фондовом рынке, входит в состав более крупной. Многие банки сегодня осуществляют услуги страхования через дочерние страховые компании, имеют пенсионные фонды и являются участниками акционерного капитала других компаний. В такой ситуации удобство мегарегулирования будет заключаться в едином контроле. Все организации, входящие в структуру одной компании, будут отчитываться перед ЦБ, это будет быстрее и позволит отслеживать прозрачность деятельности участников рынка более эффективно. На данный момент страховой надзор, ФСФР и ЦБ предъявляют разные требования к отчетности, мегарегулятор позволит привести их к единым стандартам, как и многое другое. Еще одним важным плюсом мегарегулятора является возможность исключения разногласий между службами. Ранее конфликты между ФСФР и Росстрахнадзором были распространены, но с появлением регулятора они исчезнут.

Надо отметить, что унифицировать все компоненты будет непросто. Во-первых, Росстрахнадзор, ЦБ и ФСФР работают по разным системам, к которым привыкли и игроки рынков, и сами службы.Во-вторых, наработанная годами нормативная база присоединяемой службы по финансовым рынкам станет нелегитимной. Закон о мегарегуляторе должен вступить в силу уже 1 августа 2013 года, успеет ли Банк России переписать тысячи нормативных актов к этому времени — большой вопрос.

С появлением новых функций и присоединением ФСФР Банку России придется также провести серьезные кадровые перестановки. Впрочем, самих работников, которые вольются в ряды служащих ЦБ, интересует материальная составляющая вопроса. Известно, что зарплата в ЦБ выше, чем зарплата в ФСФР. Соответственно сотрудники надеются на индексацию.

Перестановок в банке стоит ожидать не только в связи c созданием регулятора, но и с приходом Эльвиры Набиуллиной. Некоторые перестановки очевидны уже сейчас. Так, например, Ксения Юдаева станет ответственной за кредитно-денежную политику нового надзорного органа. Многих возмущает тот факт, что место Улюкаева займет человек не из ЦБ. На наш взгляд, в этом нет ничего плохого. Эльвира Набиуллина грамотный руководитель, от нее ждут новой политики, а со старыми кадрами это вряд ли возможно. Ее предшественник Сергей Игнатьев так и не решился на понижение ставки рефинансирования. С приходом нового главы все может измениться.

Что касается самой Юдаевой, то она пришла к власти из экспертной среды, как и сама Набиуллина, для мегарегулятора это только плюс, так как структура априори будет испытывать дефицит экспертов.

Главным недостатком будущей системы регулирования является усиление государственного влияния на рынки и монополия в лице ЦБ. На заседании Государственной Думы заместитель министра финансов Алексей Моисеев говорил о том, что ЦБ будет регулировать не только страховой и фондовый рынки, но и следить за деятельностью акционерных обществ и пенсионных фондов. Многие опасаются, что такой подход исключает принцип работы «невидимой руки рынка», что впоследствии отпугнет оставшихся инвесторов, которые и без этого не благоволят российскому рынку. Более того, это может привести к столкновению интересов между бизнесом и государством. Получается, что банк является и регулятором, и эмитентом, и акционером.

Появление единого регулятора дискредитирует также работу саморегулируемых организаций. Ранее СРО имели право устанавливать правила, они же следили за их соблюдением, теперь по новому законодательству эти функции перейдут к Банку России, а СРО будет отведена роль советника. Иными словами, последние будут вносить предложения по регулированию первому, а он в свою очередь будет решать: принять их или нет.

Вести дискуссию о том, нужен России мегарегулятор или нет и какой, можно вести бесконечно. Всегда найдутся те, кто «за», и те, кто «против». Соответствующий закон о создании регулятора был принят Госдумой в первом чтении, и назад дороги нет. В целом создание единого регулятора на базе ЦБ в будущем может позитивно сказаться на финансовом рынке России, пойдут ли инвесторы на это — пока вопрос, но то, что это позволит сделать рынок более прозрачным и чистым — вполне вероятно.

источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости по отраслям

сро в украине  

За размещаемую информацию со сторонних интернет ресурсов при наличии ссылки на эту статью Администрация сайта ответственности не несет

тут фильтр mazda в наличии; лечение пиявками варикоза ;Медицинские центры . Медицинские услуги, реестр лекарственных средств