Обзор новостей СРО строительной отрасли с 01.04.2013 по 07.04.2013
03.04.13 18:33
03.04.2013 Михаил Воловик принял участие в заседании Совета НОСТРОЙ
1 апреля в офисе Национального объединения строителей на Малой Грузинской под председательством президента НОСТРОЙ Ефима Басина состоялось заседание Совета объединения, в котором приняли участие: вице-президенты НОСТРОЙ Александр Вахмистров, Александр Ишин и Виктор Опекунов, член Совета НОСТРОЙ, президент Ассоциации СРО «Единство» Михаил Воловик, а также другие члены Совета, координаторы НОСТРОЙ, председатели Комитетов, члены Ревизионной Комиссии НОСТРОЙ и сотрудники Аппарата объединения.
В ходе заседания были обсуждены вопросы подготовки к VII Съезду НОСТРОЙ, который пройдет 4 апреля 2013г. в Барнауле, заслушан отчет об исполнении сметы расходов объединения на 2012 год, а также рассмотрена возможность создания комитета по поддержке конкуренции и взаимоотношений между заказчиками и подрядчиками в строительстве.
Одним из решений членов Совета стало создание рабочей группы по совершенствованию регламентирующих документов деятельности Национального объединения строителей. Сопредседателями группы стали вице-президент НОСТРОЙ Виктор Опекунов и депутат Госдумы ФС РФ, координатор НОСТРОЙ по Северо-Западному Федеральному округу Сергей Петров, также в нее вошел председатель Экспертного Совета НОСТРОЙ Антон Глушков. Кроме того, в состав группы планируется включить десять региональных представителей (по одному человеку от федерального округа и города федерального значения), которых на VII Всероссийском съезде выдвинут Координаторы НОСТРОЙ. Поправки в Устав и иные регламентирующие документы НОСТРОЙ будут представлены в срок до 1 сентября 2013 года.
С проектом сметы расходов на 2013 год и новым штатным расписанием Аппарата НОСТРОЙ выступил руководитель Аппарата Илья Пономарев. На обсуждение был вынесен вариант сметы, в котором были учтены предложения окружных конференций. Дополнения коснулись расходов на выполнение целевых программ и мероприятий, в частности, разработку нормативных документов в сфере регулирования строительной деятельности и проектов профстандартов для рабочих.
Согласно представленному проекту по 20 млн. руб. планируется израсходовать на ценообразование и управление контрактами, а также на разработку проектов профессиональных
стандартов для руководителей и ИТР. Члены Совета одобрили вынесение указанного проекта сметы на обсуждение делегатов Всероссийского съезда.
Докладывая по вопросу штатного расписания Аппарата, Илья Пономарев уточнил, что предлагается сократить численность сотрудников Аппарата до 70 человек. По его словам, на данном этапе развития НОСТРОЙ необходимо сосредоточить усилия на работе в округах, а также создать обособленные подразделения координаторов. Таким образом, сокращение штата влечет за собой уменьшение фонда заработной платы сотрудников. Между тем, руководитель Аппарата предложил сохранить прежний размер премиального фонда, т.к. дифференциация выплат по итогам работы является эффективным мотивационным инструментом.
На заседании Совета с инициативой создания комитета по поддержке конкуренции и взаимоотношений между заказчиками и подрядчиками в строительстве выступил генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. В своем выступлении докладчик сделал особый акцент на необходимости создания данного органа. По словам Валерия Мозолевского, одним из направлений деятельности Комитета станет работа с государственными заказчиками при организации и проведении подрядных торгов в строительстве.
Инициатива получила неоднозначную оценку: ряд членов Совета высказали мнение, что цели и задачи создания комитета недостаточно четко обоснованы. Однако Президент Национального объединения Ефим Басин поддержал предложение, особо подчеркнув, актуальность такой работы в связи с принятием Государственной Думой в третьем чтении закона о федеральной контрактной системе. Результатам бурной полемики стало решение одобрить инициативу создания комитета. Валерию Мозолевскому поручено доработать представленные документы, приведя их в соответствие с требованиями регламентирующих документов Объединения.
Далее проект отчета об исполнении сметы расходов объединения на 2012 год представила председатель Ревизионной комиссии Любовь Аристова. Завершив доклад, Любовь Аристова заявила о сложении своих полномочий. Большинство собравшихся высказались за переизбрание всего состава Ревизионной комиссии. Данный вопрос решено вынести на Всероссийский съезд с формулировкой: провести переизбрание членов комиссии исходя из нормы представительства по
одному человеку от федеральных округов и городов федерального значения. Кандидаты в состав Ревизионной комиссии будут выдвинуты Координаторам НОСТРОЙ.
Комментируя итоги прошедшего заседания, член Совета НОСТРОЙ, Президент Ассоциации СРО «Единство» Михаил Воловик отметил конструктивность и своевременность принятых решений:
«Отрадно констатировать, что Совет принял ряд важнейших решений, необходимых как для дальнейшего развития Национального объединения строителей, так и для саморегулирования в строительстве как такового. Уверен, актуальные предложения, внесенные накануне Всероссийского съезда, будут поддержаны, а их реализация обеспечит строительному комплексу устойчивое развитие».
03.04.2013 Состоялось первое заседание Оргкомитета по созданию Национального объединения застройщиков жилья
26 марта под председательством Леонида Казинца состоялось первое заседание Организационного комитета по созданию Национального объединения застройщиков жилья.
Участие в заседании приняли руководители 21 компании-застройщиков из 14 регионов России, занимающихся реализацией инвестиционных проектов по строительству жилых объектов (малоэтажных и многоэтажных домов, жилых комплексов и микрорайонов).
Собравшиеся обсудили проект устава, организационную структуру, приоритетные направления деятельности, функции и задачи будущего Объединения застройщиков жилья, механизмы финансирования его деятельности. В частности, зачем нужно Объединение застройщиков, когда есть СРО? Не будет ли создаваемое Объединение дублировать деятельность существующих? Почему именно Объединение застройщиков жилья, а не девелоперов вообще? Участники сошлись во мнении, что в общественном сознании застройщиков путают с генеральными подрядчиками, техническими заказчиками, иными организациями, занятых в жилищном строительстве и даже с риэлторами.
На заседании обсуждалось, как сделать так, чтобы будущее Объединение было полезным не только крупным застройщикам, но и небольшим, которые вводят в год по 5, 10, 20 тыс. кв.м жилья? Какие проблемы есть у региональных застройщиков и как их можно было бы решать, объединив общие усилия? Как следует выстраивать диалог с муниципальными властями? Какими должны быть критерии отбора претендентов для принятия в Объединение? Должно ли Объединение заниматься контролем деятельности своих членов, и в какой форме этот контроль может вестись?
По итогам обсуждения участники решили принять за основу предложенные проекта устава и приоритетных направлений деятельности с озвученными в ходе заседания изменениями и дополнениями. Учредительный съезд решено провести во второй половине мая, а до этого собраться еще раз 23 апреля для уточнения организационных и иных вопросов.
На заседании Оргкомитета также были приняты кадровые решения, в частности, председателем Оргкомитета был избран Леонид Казинец (ЗАО «Баркли»), секретарем Оргкомитета - Кирилл Холопик (ООО "Институт развития строительной отрасли").
Пресс-служба Оргкомитета
03.04.2013 Сергей Чижов: «Де-факто, подрядным организациям приходится состоять в нескольких СРО»
Член Совета Национального объединения проектировщиков – о проблемах строительного рынка России
Стройка по праву считается «локомотивом экономики», и здесь, как на лакмусовой бумаге хорошо заметны и основные экономические тенденции и попытки государства приблизить отечественную экономику к рыночной модели. «Общественный контроль» продолжает присматриваться к ситуации в строительной сфере, наш сегодняшний собеседник - член Совета Национального объединения проектировщиков, советник генерального директора ОАО «Мостострой №6», к. т. н. Сергей Владимирович Чижов.
- Сергей Владимирович, один из недавних собеседников нашего издания указал на фактическое отсутствие реальной и здоровой конкуренции на строительном рынке. Это так?
- Я бы сказал, что мы сейчас находимся в переходном периоде. Ведь у нас до сих пор действует система, которая работала раньше, включая систему ценообразования, систему проведения конкурсов, нормативную базу и т.д. Конечно, мы говорим о том, что находимся на пути к рыночным отношениям, но реальной конкуренции - ее действительно нет.
Ведь раньше было все понятно: есть заказчик, есть его нормативная база, и ты выполняешь работы по фиксированным правилам. Но сейчас получается такая ситуация, что проектировщик, может быть, и хотел бы внедрить какие-то инновационные технологии и решения, которые позволят улучшить функционально-потребительские качества конечного объекта или привнести экономию для исполнителя, но не может это сделать в силу отсутствия нормативной базы. Все это моменты переходного периода, когда многие вопросы еще не решены. При этом нужно понимать, что нельзя решить все проблемы, допустим, исключительно в области строительства. Надо смотреть всю отраслевую цепочку - заказчик, изыскатель, проектировщик, строитель и, конечно, эксплуатирующая организация.
- Если у нас момент «переходный», мы понимаем, куда мы идем?
- Действительно, должна быть нарисована идеальная модель – «куда мы идем», но ее пока не нарисовали…То есть, мы говорим о том, что мы создали систему саморегулирования. А что такое эта система саморегулирования? Ведь она в любом случае встроена в систему государственного управления. И опять же получился некий гибрид, который выполняет вполне формальную функцию по выдаче допусков. А отстаивать интересы и потребности конкретных проектировщиков, строителей, чтобы повышать эффективность и качество их работы, создавать условия для роста в рамках СРО мы не можем, потому что система еще не сложилась.
- Но Вы участвуете во всех этапах строительного производственного цикла и достаточно хорошо его знаете, кроме того, по долгу службы Вы обязаны анализировать и строить прогнозы. Все-таки, по вашему мнению, есть какие-то внятные посылы поэтапного перехода от чего-то к чему-то?
- В любом случае, те компании, которые думают о своем будущем, вынуждены учитывать сложившуюся ситуацию. В частности «Мостострой №6», где я являюсь советником генерального директора, - мы же тоже все эти изменения испытываем на собственном опыте. Естественно, нами был проведен маркетинг в том классическом понимании, в котором он есть, проведена диверсификация деятельности, мы изменили доли различных заказчиков, в чем-то потребовалось перестроить производство, совершенствовать организационную структуру. За счет этого мы выжили, у нас есть заказы, работаем, в том числе, по объектам «Росатома». Если бы мы сидели в узком сегменте, естественно, сейчас было бы очень тяжело.
А что касается участия в саморегулировании, конечно, пока все очень несовершенно. Ведь в начале шли по пути создания многофункциональных СРО, которые могли бы выдавать допуски, и они бы были действительны во всех сферах – это был нормальный подход. Но получилось, что, используя определенные административные ресурсы, были созданы отраслевые СРО, осталось ведомственность и т.д. Сейчас «де-факто», подрядным организациям приходится состоять в нескольких СРО, даже в проектных, что совсем не способствует консолидации сообщества. И в результате подрядчик вынужден нести двойную нагрузку, состоять и там, и там, и там - и везде платить, если есть такие возможности у порядной организации. А если нет?
- А «Мостострой №6» в скольких СРО состоит?
- Могу сказать, что «Мостострой №6» состоит не менее, чем в пяти СРО. А это взносы, это компенсационный фонд. Но что делать, если хочешь выживать на рынке? Конечно, необходимо этот вопрос совершенствовать и исходить из интересов конкретных компаний.
Именно поэтому в своей деятельности в комитете Национального объединения проектировщиков по совершенствованию тендерных процедур мы все делаем для того, чтобы облегчить положение проектных компаний, ну и строительных, конечно, тоже. Нам удалось добиться, чтобы в рамках Федеральной контрактной системы в сфере архитектурно-строительного проектирования были предусмотрены двухэтапные конкурсы с предквалификацией. Это наши конкретные действия. Сейчас на базе Национального объединения проектировщиков организованна горячая линия, куда любая компания может обратиться и в ускоренном порядке получит методическую и консультационную поддержку по участию в торгах. Это тоже помощь конкретным компаниям. Ну и еще целый ряд практических мероприятий запланирован…
Большой проблемой является то, что Федеральная контрактная система, 94-ФЗ, который был, - это далеко не весь рынок. Еще есть 223-ФЗ, по нему бюджетные организации сами разрабатывают положения, на основании которых они отбирают исполнителей и т.д. Это тоже база для отраслевых СРО, для определенного давления на подрядчиков.
Сейчас вообще речь идет о том, чтобы ввести лицензирование на проектирование и строительство особо опасных объектов. Нас бросает из стороны в сторону… Пора бы остановиться на чем-нибудь одном.
- Почему так трудно идет реформа системы ценообразования? Не пора ли исходить из стоимости эксплуатации объекта, как основного критерия при оценке эффективности проекта?
- Да вы правы! Во многом это связано с критериями оценки конкурсов. Сейчас, когда мы говорим о том, чтобы выполнить работу за одну цену, спроектировать, построить, при этом никто не учитывает стоимость эксплуатации. А ведь именно инновационные технологии повышают эффективность эксплуатации и снижают конечную стоимость. А ведь именно от этого во многом зависит и долговечность и ресурс сооружения, и конечно стоимость эксплуатации. Например, в жилищном строительстве - застройщик построил здание, сдал, создал свое ТСЖ, которое приняло со всеми недостатками, а дальше собственники уже сами разбираются. Через три года, например, выясняется, что оно неэнергоэффективно, дефекты какие-то появляются, а должно быть ровно наоборот - собственник должен до начала стройки сформулировать требования по классу энергоэффективности, теплопотерям и так далее.
Кроме того, нужна понятная государственная политика, которая позволяет не просто минимизировать бюджетные траты, но и создает условия для развития отрасли, ведь компания должна приобретать и обновлять основные фонды, выплачивать людям зарплату и это тоже социальная функция, которую выполняют подрядные компании.
- Кто может сыграть ведущую роль в формировании такой политики? Пока диалог бизнеса и государства в строительной сфере нельзя назвать открытым и продуктивным.
Без общественных организаций и объединений здесь не обойтись. Роль национальных объединений проектировщиков, строителей, застройщиков - она должна возрастать. Власть должна слышать и слушать. Мы уже видим серьезную заинтересованность со стороны депутатов Государственной Думы, которые участвуют в наших мероприятиях и заседаниях. Намечается конструктивный диалог.
Ну и в отношении органов исполнительной власти надежда есть. Заказчик должен быть профессиональным – это самое первое. Сейчас пришел в ГОССТРОй хорошо известный строителям Борис Мурашов. Глава Минрегиона Игорь Слюняев тоже строителям человек не чужой, работал с Росавтодором, регионом руководил. Это люди достаточно опытные и компетентные в сфере строительства. Я надеюсь, что с их приходом, что-то изменится, если они, конечно, проработают определенный и достаточный для этого срок.
03.04.2013 Завтра состоится VII всероссийский съезд СРО
4 апреля в столице Алтайского края состоится VII Всероссийский съезд СРО, на котором осудят будущее системы саморегулирования. В съезде примут участие более 500 делегатов, а также представители органов государственной власти, СМИ и бизнес-сообщества. Организатором мероприятия, которое состоится завтра выступает Национальное объединение строителей при поддержке Александра Карлина и строительного сообщества региона.
03.04.2013 Мосгосстройнадзор выявил 322 нарушения при строительстве в ЮВАО
Комитет государственного строительного надзора города Москвы в I квартале 2013 года провел 122 проверки объектов капитального строительства в Юго-Восточного округе, в ходе которых выявлено 322 нарушения, 257 оперативно устранены.
За допущенные нарушения участникам строительства выдано 122 предписания об устранении выявленных нарушений. Оформлено 54 протокола об административных правонарушениях в области строительства с наложением штрафных санкций на сумму 3,6 млн руб. За невыполнение в установленный срок законных требований должностных лиц Мосгосстройнадзора материалы по трем административным делам переданы на рассмотрение мировым судьям.
02.04.2013 Фейсконтроль на стройплощадке
- Фонд "РЖС" провел первые земельные аукционы, где для участников были установлены квалификационные требования. Каковы итоги?
- Первые аукционы были проведены в конце марта. По итогам трех аукционов планируется заключение договоров аренды под жилищное строительство.
Все земельные участки, выставляемые на торги, разные. Например, в Татарстане или Московской области - небольшие, по 3 га, а в Нижегородской области - 204 га.
В соответствии с федеральным законом N 290-ФЗ требования к опыту потенциального застройщика соотнесены с объемом жилья, которое на данном участке в соответствии с аукционной документацией необходимо построить. Чтобы пройти квалификацию застройщик должен иметь опыт работы не менее трех лет, в том числе опыт возведения жилья объемом не менее среднегодового объема ввода жилья, установленного в аукционной документации.
Так, например, на одном из упомянутых участков площадью 3 га планируется построить не менее 8 тыс. кв. м в течение трех лет. При этом у участника аукциона должен быть опыт работы в качестве застройщика не менее чем три года при условии, что совокупный объем ввода жилья за последние три года составил не менее чем 8 тыс. кв. м.
Этот объем абсолютно посильный для средней строительной компании. Поэтому опасения, что квалификационные требования смогут пройти только крупные застройщики, не подтвердились. При этом сохранилась главная идея квалификационных требований - недопущение некомпетентных застройщиков на рынок жилищного строительства.
Также у застройщика должен быть допуск СРО в качестве застройщика. Кроме того, застройщик не должен находиться в стадии банкротства и в стадии административного приостановления деятельности, а также не должен состоять в реестрах недобросовестных поставщиков, которые ведутся в соответствии с федеральными законами N 94-ФЗ и N 223-ФЗ.
Подать заявку на участие в аукционе можно и от лица простого товарищества, состоящего из нескольких строительных компаний. При этом требования к опыту работы, объему застройки и к допуску СРО применяются совокупно, но каждый из участников должен соответствовать хотя бы одному из указанных квалификационных требований. Остальные требования распространяются на каждого из членов простого товарищества в отдельности.
В конечном итоге все эти меры направлены на увеличение объемов доступного качественного жилья. Однако для того, чтобы было много жилья, нужны не только квалифицированные застройщики, которые строят хорошо и быстро, но прежде всего должно быть достаточно площадок с оптимальными условиями по инфраструктуре всех видов, преимущественно среднего размера - 30-35 га. От этого увеличивается предложение и снижается конечная цена на жилье.
- Какие технико-экономические требования к планировке и застройке, а также применяемым материалам устанавливает фонд и в каких случаях?
- Федеральным законом N 161-ФЗ попечительскому совету фонда дана возможность также включать в условия аукционов по предоставлению участков для жилищного строительства либо размещения предприятий стройиндустрии требования к планировочным решениям, технико-экономическим показателям застройки, применяемым материалам и технологиям в части их энергоэффективности и экологичности. Мы предъявляем те требования к застройке, которые позволяют создать действительно комфортное инновационное жилье.
В рамках заключенных договоров аренды фондом проводится постоянный мониторинг выполнения всех установленных требований. Предусматривается ежемесячная отчетность застройщика, на площадках установлены вэб-камеры и др. При этом фонд не только контролирует проекты, но и координирует выполнение всех этапов проекта. Фонд участвует в стадии получения технических условий для присоединения к объектам инфраструктуры, подготовки проекта планировки, проектирования, самого строительства, поэтому проекты на земельных участках фонда реализуются в два раза быстрее по сравнению со средними сроками освоения участков в целом по стране.
В соответствии с N 290-ФЗ фонду предоставлено право проведения совместно с застройщиком строительного контроля, в том числе качества выполняемых на объекте строительных работ.
Также проводится независимая экспертиза проектной документации и строительно-техническая экспертиза при строительстве.
- Насколько выгодно бизнесу участвовать в подобных проектах?
- Все зависит от конкретного земельного участка, его рыночной цены и спроса, т.к. если в течение года после окончания строительства жилье не будет востребовано гражданами из числа отдельных категорий, застройщик вправе продавать жилье любым лицам без ограничения цены. Сейчас мы составили перечень регионов и муниципалитетов, в которых, по нашим оценкам, так называемые "голландские" аукционы будут востребованы со стороны бизнеса. Но необходима совместная работа региональных и местных властей по формированию оптимального предложения для рынка жилья.
02.04.2013 Документы подкачали
Алексей Русских, председатель комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству
Одна из главных проблем градостроительной деятельности заключается в отсутствии качественной документации территориального планирования и градостроительного зонирования. Сегодня практически на 100% утверждены схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, свыше 90% схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов и городских поселений утверждены или находятся на стадии согласования и утверждения. Однако качество исполнения этих документов крайне низкое.
А ведь именно на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории осуществляется строительство. Отсутствие ясного понимания, какой именно объект можно строить на конкретном земельном участке, существенным образом тормозит развитие строительной отрасли.
Особого внимания заслуживает проблема низкого качества проектной документации, что приводит к тому, что ошибки в проектной документации выявляются уже на стадии строительства. Введение института декларирования ответственности за соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, института постепенной отмены обязательной экспертизы проектной документации требует особого взвешенного подхода. Государственные органы должны обладать правом проверки соответствия сведений, указанных в декларации, и в случае их несоответствия - правом останавливать начатое строительство.
Важной проблемой является развитие института страхования ответственности в строительстве, так как это действенный способ обеспечения безопасности. Страховщики обладают своим собственным интересом, чтобы не допустить возникновения страховых случаев.
Сегодня, когда не решена проблема строительных фирм-однодневок и "коммерческих СРО", когда отсутствуют четкие критерии понятия "страхового случая в строительстве", остаются актуальными вопросы применения франшизы, институт страхования ответственности не работает должным образом и лишь в некоторых случаях смягчает уже случившиеся негативные последствия. Введение негосударственного строительного надзора также требует дополнительного обсуждения с учетом мнения профессионального сообщества, соблюдения баланса как частных, так и общественных интересов.
Требует совершенствования и система саморегулирования, пришедшая на смену лицензированию. Главная цель саморегулирования - это создание объединения ответственных участников строительного процесса. Ключевое слово здесь - ответственных, ответственных за все, что происходит на строительном рынке. Что вышло на практике?
Безусловно, достигнут определенный положительный эффект, создано более 400 саморегулируемых организаций. Национальные объединения саморегулируемых организаций трех видов. Такие объединения ведут активную деятельность по разработке стандартов, методических документов, направленных на обеспечение более эффективной деятельности саморегулируемых организаций.
Вместе с тем сегодня на рынке существует большое количество саморегулируемых организаций, по сути, торгующих допусками. Деятельность таких СРО дискредитирует систему саморегулирования в строительной отрасли в целом и не способствует достижению целей, ради которых вообще вводился этот институт, а именно повышение качества и безопасности объектов капстроительства, недопуск на строительный рынок недобросовестных участников, повышение ответственности организаций, создание действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.
Интернет, рекламные щиты пестрят объявлениями: допуск СРО - недорого. Даже в адрес комитета приходит реклама: приведи нового члена СРО и получи скидку.
О каком положительном эффекте саморегулирования можно говорить в такой ситуации? Если раньше претензии в части выдачи лицензий фирмам-однодневкам предъявляли только Федеральному лицензионному центру, то сейчас этим может заниматься практически любая организация. По экспертным оценкам, около 15 процентов строительных организаций приобрели допуск в таких СРО. Деятельность фиктивных СРО приводит к тому, что все чаще слышится: идея саморегулирования провалилась.
Поэтому, на мой взгляд, основным направлением работы и законодательных, и исполнительных органов власти и профессионального сообщества должно стать пресечение деятельности таких СРО. На мой взгляд, более активная роль в этом должна быть отведена национальным объединениям саморегулируемых организаций.
И еще, на чем хотел бы остановиться, это вопрос с компенсационными фондами СРО. Только у строителей он сейчас составляет более 40 миллиардов рублей. Фактически это средства, выведенные из оборота. Действенной мерой предотвращения причинения вреда и стимулирования повышения качества строительства компенсационный фонд не стал. За все три с половиной года существования института саморегулирования в строительной области известен только один случай, когда суд обратил взыскание на средства компенсационного фонда. Вместе с тем аккумулирование огромных денежных средств на счетах, как правило, своих, "карманных" банков во многом привлекает недобросовестных участников рынка. Поэтому целесообразно искать другие какие-то механизмы обеспечения ответственности членов СРО.
02.04.2013 Демпинг по закону
В 2012 году стройкомплекс страны сработал неплохо и вышел на докризисные показатели. За 2011-2012 годы, по данным минрегионразвития, рост объемов работ в строительстве составил 29% в абсолютных ценах. При этом за прошлый год выручка строительных организаций составила рекордную цифру в 5,7 трлн рублей (по данным Росстата). Это неплохие показатели, однако успокаиваться пока рано - многие строительные компании до сих пор работают с неполной загрузкой.
Более того, очень многие мои коллеги из-за ненормальных условий государственных аукционов вынуждены сознательно идти на серьезное снижение цен, лишь бы только сохранить кадры и саму компанию. Именно в этом лежит корень многих бед и проблем, когда приходится подводить итоги реализации федеральных программ. Ведь якобы сэкономленные на этих аукционах деньги довольно часто оборачиваются либо сорванными, либо с дефектами построенными объектами, многолетними недостроями, удорожанием объектов в процессе строительства, скандалами и прочими весьма неприятными последствиями. ФАС, ратуя за сохранение электронных аукционов в строительстве, при этом не проводит анализ последствий аукционов, нет статистики по сорванным и брошенным объектам. Полагаю, что объединению строителей необходимо всерьез заняться этой проблемой и собрать такие данные. Мы считаем необходимой введение предквалификации для участников торгов, чтобы компания, построившая пару домов или склад, не могла выиграть торги на строительство морского порта. А сейчас это не просто возможно - это случается довольно часто. Другое наше предложение заключается в введении понятия демпинга в законодательную практику и установлении предельного его размера. Иначе аукционы с демпингом до 90% будут продолжаться, а ФАС по-прежнему будет признавать их состоявшимися. И мы активно продвигаем позицию, чтобы в числе конкурсной документации заказчик запрашивал свидетельство о допусках на виды работ, выданное СРО. Это позволит отсечь компании с липовыми допусками и заставит задуматься СРО о своей репутации - особенно коммерческие строительные организации, которые выдачу допусков сделали бизнесом.
Увеличение объемов строительства в 2011-2012 годах стало возможным прежде всего благодаря росту объемов строительства жилья, а также за счет строительства объектов для таких значимых для страны мероприятий, как саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи-2014, Универсиада в Казани.
Однако мы видим, что цены на жилье, упавшие в 2009 году и "стоявшие на месте" в 2010 и 2011 годах, сейчас медленно, но верно начали расти. Очевидно, что это вызвано и инфляцией, и неудовлетворенным спросом, и ростом в других отраслях экономики, но немалую роль здесь играют рост тарифов естественных монополий и административные барьеры в строительстве. Пока, несмотря на все попытки федеральной власти, количество этих барьеров остается на прежнем уровне, а если где-то и уменьшается, то только за счет вмешательства региональных властей. Строительная отрасль очень ждет постановления Правительства России об исчерпывающем перечне административных процедур в строительстве. Благодаря которому количество процедур снизится со 100 до 38, а время их прохождения - с 3 лет до 1 года. Это очень существенная экономия и времени, и средств.
На съезде планируется обсудить и внедрение новых материалов и технологий в строительстве. Сделать это не так просто, ведь очень часто внедрение передовых технологий на этапе строительства ведет к удорожанию объекта, но затем к существенному сокращению издержек при эксплуатации. И заказчик далеко не всегда готов на это пойти, да и пресловутые аукционы просто зарубят такие инициативы на корню. Поэтому помимо стандартов и нормативов на такие материалы и технологии необходимы властные решения, которые позволят внедрять новации на этапе строительства.
01.04.2013 Контроль от СРО: ответы на непростые вопросы
В развитие унифицированных Правил контроля в области саморегулирования, о которых мы писали в предыдущем номере. Департамент технического регулирования НОСТРОЙ подготовил проект Регламента (правил) контроля выполнения требований стандартов СРО.
Документ может быть использован всеми саморегулируемыми организациями НОСТРОЙ для внесения соответствующих дополнений и изменений в свои Правила контроля в части проведения контроля соблюдения членами СРО требований стандартов.
А пока — краткие ответы на вопросы, возникающие в связи с подготовкой проекта этого документа.
«Зачем нужны технические эксперты строительного контроля? Контроль и оценку выполнения работ на площадке могут выполнять эксперты СРО».
— Следует разделять понятия и процедуры контроля СРО и оценки соответствия видов строительных работ.
Контроль осуществляется в форме проверки документальных подтверждений соответствия. Такую проверку способны выполнить специалисты, получившие и получающие свидетельство «эксперта СРО». Оценка соответствия — это оценка, выполняемая специалистом, имеющим соответствующее профессиональное образование и прошедшим специальную подготовку в области оценки соответствия. Таковым является «технический эксперт» или «технический эксперт строительного контроля».
Именно участие такого специалиста предусмотрено во всех вариантах подготовки документов, которые в дальнейшем могут являться предметом контроля со стороны СРО.
Даже в том случае, когда проводится проверка на основе дополнительной оценки соответствия, выполняемой по решению СРО, следует исходить из разделения функций.
По результатам оценки готовится заключение об оценке, а по результатам проверки — готовится акт проверки. При этом функции эксперта СРО в качестве контролера и технического эксперта могут совмещаться одним специалистом, если он обладает соответствующими свидетельствами (сертификатами) и того, и другого.
Кроме этого, СРО вправе самостоятельно решать вопрос о привлечении технических экспертов в штат аппарата или по договору подряда.
«Зачем предлагать альтернативные варианты документов для проверки? Если они неравнозначны между собой — все члены СРО будут «закрываться» тем, что проще будет получить»
— Варианты должны, безусловно, обладать неким общим элементом для исключения или минимизации их неравнозначности. Таким элементом, предусмотренным нами, является то, что документы должны:
— иметь прямое указание на обозначение стандартов, выполнение требований которых является предметом проверки;
— быть подписаны техническим экспертом, выполнение профессиональных процедур и действия на экспертном рынке находятся под контролем национальной системы аккредитации или специального реестра системы добровольной оценки соответствия в строительстве.
«Зачем нужен вариант документарной проверки с формами документов, взятых из РД по стройконстролю и стройнадзору? Все пришлют свои акты, и никакой проверки не получится».
— Ну во-первых, мы же не говорим, что если все пришлют свои дипломы, то никакой проверки соответствия требованиям допусков не получится? Значит, все в вопросе доверия к документу как таковому. Это все равно, как если принимать в расчет только те дипломы, которые подписаны членом экзаменационной комиссии, назначенной СРО.
Во-вторых, нами предусмотрено, что формы результатов обязательной оценки соответствия должны содержать информацию, соответствующую предмету оценки. В противном случае такие документы не могут отвечать целям контроля СРО, хотя и могут отвечать главной своей задаче, то есть для целей проведения строительного контроля или госстройнадзора.
«Зачем нужен вариант с сертификацией? Тогда все начнут «покупать» себе сертификаты, а СРО создадут себе «карманные» системы сертификации»
— Во-первых, сертификатов соответствия стандартам СРО на рынке в настоящий момент просто нет. Есть ряд систем, декларирующих сертификацию по видам работ, но правила и условия создания сертификационного документа, признаваемого в качестве документа соответствия для целей контроля СРО, в настоящее время созданы только в СДОС НОСТРОЙ.
Во-вторых, создание аналогичной системы с он-лайн контролем и фиксированными элементами процедур оценки соответствия в режиме реального времени, предусмотренными в СДОС НОСТРОЙ, будет технически сложным и экономически бессмысленным для тех, кто намерен предлагать «фантики» вместо реальных сертификатов.
Вместе с этим, безусловно, СРО вправе в соответствии с законодательством выбрать определенные системы, сертификатам которых оно доверяет. Теоретически, таким образом, сохраняется вероятность того, что СРО может «согласиться» на выбор «своей» системы с «формальной» сертификацией.
На это можно ответить только одно — с таким же успехом СРО может себе выбрать любую иную «удобную» форму контроля — если только «пожелает» сделать контроль сугубо формальным.
«Предлагаемые варианты контроля не готовы для практического внедрения. К настоящему времени не создан институт технических экспертов, имеющих соответствующую подготовку и допущенных в реестр СДОС НОСТРОЙ. Соответственно, ни один из предлагаемых вариантов документов нельзя будет оформить по предлагаемым правилам».
— Предлагаемый механизм контроля — это механизм эффективного контроля, на который предлагается ориентироваться всем СРО, входящим в НОСТРОЙ, вне зависимости от того, в какой стадии реализации находятся отдельные его элементы. Эти элементы могут внедряться СРО самостоятельно по мере их готовности к такому внедрению.
Так, например, подготовка технических экспертов зависит от готовности учебных программ. Подготовка учебных программ упирается в наличие нормативной базы СРО, которая сама находится в стадии формирования. Принятие стандартов СРО — далеко не завершенный процесс. В этой связи Национальное объединение будет продолжать действия, направленные на реализацию поставленных задач в области стандартизации, сертификации и обучения экспертов.
Право каждой СРО — выбирать удобный и реализуемый для нее формат контроля, исходя из существующего на данный момент положения. При этом на решении вопроса о введении процедур контроля соответствия требованиям стандартов будут сказываться не только отмеченные объективные факторы роста, но и такие субъективные факторы, как финансовые ресурсы СРО, позволяющие использовать тот или иной инструмент или формат контроля для своих целей.
«Какие несоответствия требованиям стандартов можно выявить при изучении документов в ходе документарной проверки? Изучив документы, нельзя будет сделать вывод о соответствии или несоответствии выполняемых работ требованиям стандартов СРО».
— Вывод о соответствии или несоответствии выполняемых членом СРО работ делается по результатам проведенной оценки соответствия. Соответствие подтверждается документом установленного правилами образца. Контролер (эксперт) СРО, составляя Акт проверки, опирается на полученные в ходе оценки результаты, оформленные документом подтверждения. В Акте проверки формулируется вывод о соблюдении или несоблюдении требований стандартов СРО, а не вывод о соответствии или несоответствии. Следует понимать принципиальное отличие между процедурой контроля и процедурой оценки.
«Почему эксперт СРО не может самостоятельно проверить документы на объекте при проведении КСТС?».
— Эксперт СРО может осуществлять выездную проверку документов, и это предусматривается одним из предусмотренных в проекте вариантов проведения контроля.
Такая проверка осуществляется в том случае, когда проверяемый член СРО не готов представить документы подтверждения соответствия или же представленные копии не являются подтверждением соответствия по определению, или их подлинность вызывает сомнение.
При этом эксперт СРО проверяет наличие вполне конкретного перечня документов на самом объекте строительства, что устанавливается техническим заданием.
«Может ли эксперт СРО проводить процедуры оценки соответствия для целей проведения выездной проверки на объекте самостоятельно?».
— Да может, если он имеет соответствующую подготовку и находится в соответствующем реестре специалистов.
«Как можно получить квалификацию технического эксперта строительного контроля по программе НОСТРОЙ и войти в реестр СДОС НОСТРОЙ?».
— В реестр СДОС НОСТРОЙ включаются эксперты, допущенные в систему каждый по своей специализации (или специализациям). Основное условие включения в реестр — наличие документа о получении дополнительного образования (повышении квалификации) по программе СДОС НОСТРОЙ. В настоящее время решается вопрос о разработке и утверждении программ обучения.
01.04.2013 Эх, российские дороги!
Дороги в России — одна из многих непрекращающихся бед, причем масштабы ее постоянно увеличиваются. Нестабильное финансирование, ликвидация дорожных фондов привели к тому, что количество дорог в России постоянно сокращается. Через несколько лет экспериментов государство все-таки вернулось к идее дорожных фондов. Но что дальше?
Возрождение целевого финансирования
После многочисленных обсуждений и тщательного анализа ситуации идею целевого финансирования дорожной отрасли посчитали правильной. И 25 ноября 2009 года на президиуме Госсовета России, состоявшемся в Ульяновске, был поднят вопрос о восстановлении дорожного фонда, за счет которого будет проводиться устойчивое финансирование дорожного строительства.
Федеральными законами № 357-ФЗ от 13.12.2010 г. «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающих создание системы дорожных фондов.
Формируются они в следующем порядке: повышения акциза на топливо в течение 3 лет, начиная с 2011 года, на один рубль, причем акциз на топливо распределяется следующим образом:
— в 2011 году: в федеральный фонд — 30%, региональный — 70%;
— в 2012 году: в федеральный фонд — 23%, региональный — 77%;
— в 2013 и последующие годы в федеральный фонд — 28%, региональный — 72%.
1. Источники формирования Федерального дорожного фонда:
— базовый объем из общих доходов федерального бюджета в размере 254,1 млрд руб;
— акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо, масла;
— сборы с тяжелых грузовиков массой более 12 тонн (с 1 января 2013 года);
— другие доходы, установленные в Бюджетном кодексе.
2. Источники формирования дорожных фондов субъектов РФ:
— акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо, масла;
— транспортный налог;
— иные поступления, утвержденные законом субъекта РФ.
За счет средств регионального дорожного фонда расходы на строительство в 2012 году увеличились на 112 млрд руб. и составили 391 млрд руб., а в 2013 году они должны возрасти на 192,3 млрд руб. и достичь 471 млрд руб. По прогнозу в 2014 году в дорожные фонды регионов предполагается собрать около 531 млрд руб. К примеру, за счет этих средств дорожный фонд Вологодчины должен увеличиться в шесть раз с 1 до 6,5 млрд руб., в Псковской области увеличение составит от 2 млрд руб. в 2012 году до 3,5 млрд руб. в 2014 году. Положительная тенденция наметилась практически во всех регионах России.
Объемы дорожных фондов
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
---|---|---|---|---|---|
Фед.фонд (млрд руб.) | 274 | 377 | 392 | 450 | 470 |
Рег.фонд (млрд руб.) | 112 | 279 | 391 | 471 | 531 |
Казалось, что финансирование строительства автодорог восстанавливается и, наконец, мы можем реально увеличивать существующую сеть дорог, но без каких-либо обсуждений и информирования общественности транспортного комплекса страны Правительством России принят Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 338-ФЗ, который внес новые изменения, предусматривающие снижение ставок акциза на топливо класса 5 по сравнению с ранее утвержденными ставками по бензину на 40% процентов, по дизельному топливу — на 12,2%.
В результате этого из дорожного фонда в течение последующих 3 лет, начиная с 2013 года, будет изъято 103 млрд рублей, в том числе из регионального — 73 млрд рублей. Целый год велась борьба за восстановления объемов дорожного фонда, и, наконец, 30 октября 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с представителями дорожно-транспортной отрасли дал команду Правительству РФ разобраться с ситуацией и восстановить наполняемость дорожных фондов до планового уровня. Ведь и без того из дорожного фонда отвлекаются значительные средства на специальные программы. Например, только на строительство олимпийских объектов в 2011 году было направлено 43,9 млрд рублей, или 31% объема капитальных вложений, предусмотренных на развитие транспортной системы в 2011 году. На 2012 год эта доля составляла 25%.
Организационные направления развития
Сейчас в дорожном сообществе активно обсуждается очередной проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. К сожалению, в скорректированном и модернизированном виде она предусматривает не увеличение, а сокращение средств на дорожную отрасль. Уменьшение финансирования предусмотрено в обоих представленных сценариях развития событий. Хотя в то же время указанные в проекте цифры наглядно свидетельствуют о реальном ухудшении ситуации с дорогами. Если в действующей с 2008 года Стратегии указывалось наличие 755 тыс. км дорог общего пользования, то в новой осталось всего лишь 711 тыс. км. Если в прежнем варианте было 39 тыс. населенных пунктов с населением 2 млн человек, не имеющих связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием, то в представленном проекте эта цифра составляет 46,6 тыс. населенных пунктов с населением 15 млн человек.
Наименование стратегий | 2010-2030 годы |
В том числе | |||
---|---|---|---|---|---|
Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года | 59996 | 2010-2015гг. | 2016-2020гг. | 2021-2030гг. | |
6154 | 9639 | 44206 | |||
Проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года | 33604 | 2010-2012гг. | 2013-2020гг. | 2021-2030гг. | |
1047 | 6600 | 25357 |
Наименование стратегий |
2010-2030 годы |
В том числе | |||
---|---|---|---|---|---|
Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 г. №1734-р) |
56197 |
2010-2015гг. |
2016-2030гг. |
||
6154 |
50046 |
||||
Проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года |
23894 |
2010-2012гг. | 2013-2020гг. | 2021-2030гг. | |
1047 | 4938 | 17909 |
В условиях недостаточного финансирования дорожной отрасли необходимо искать новые инструменты привлечения средств и новые формы организации работ по строительству, ремонту и содержанию существующей сети автомобильных дорог. Поэтому в будущем планируется развитие следующих направлений:
1. Государственно-частное партнерство, направленное на привлечение частных инвестиций в дорожную отрасль. Для этого планируется внести поправки в Закон «О концессионных соглашениях», которые позволят внедрить в России новые формы государственно-частного партнерства: долгосрочные комплексные контракты, или контракты жизненного цикла (КЖЦ). Суть КЖЦ заключается в том, что подрядчик инвестирует в строительство дороги собственные средства, а бюджетное финансирование получает в течение нескольких лет после ввода объекта в эксплуатацию. Компания отвечает за строительство и за последующую эксплуатацию объекта в течение 10—20 лет. Размеры выплат из бюджета при этом зависят от качества выполненных работ и при неудовлетворительном строительстве могут снижаться.
2. Повышение требований к подрядным организациям. Одно только это направление может сэкономить значительную долю бюджетных средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог. Не секрет, что подрядчики, участвующие в торгах и выигрывающие их, зачастую не имеют ни техники, ни квалифицированных кадров. Естественно, это не может не сказаться на качестве выполняемых работ. Действующий в настоящее время Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.05 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» не дает возможности бороться с недобросовестными подрядчиками, поэтому сейчас активно идёт процесс рассмотрения законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». В нем предусматривается норма, которая дает возможность Правительству РФ устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные требования к участнику торгов, к их профессионально-технической квалификации, трудовым и финансовым ресурсам, оборудованию, компетенции, опыту, деловой репутации.
3. Внедрение в практику работы передачи всего комплекса мероприятий по эксплуатации участков автомобильных дорог в рамках одного государственного контракта единому подрядчику на длительный срок на основе долгосрочных договоров, заключаемых уполномоченным органом государственного регулирования с оператором услуг по обеспечению соответствия автомобильных дорог определенным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора.
4. Усовершенствование производственной базы дорожно-строительной техники российского производства. Как отмечалВ.В. Путин на совещании по теме дорожных фондов, «заставлять покупать устаревшие неэффективные машины неправильно. Чтобы быть настоящими хозяевами на собственном рынке, нашим заводам надо обновлять линейку продукции, активнее заниматься модернизацией своих производств, внедрением высокотехнологических решений и стандартов». Например, экскаваторы как сегмент дорожной техники перешли под контроль зарубежных производителей. На долю отечественных заводов в 2011 году пришлось порядка 13% рынка экскаваторов в России, остальное заняли машины ведущих производителей, а также продукция из Китая и Турции.
5. Устройство платных участков автомобильных дорог. Платные участки сооружаются в целях снижения бюджетных расходов и ускорения ввода в действие скоростных автомагистралей. К настоящему моменту платные дороги, мосты, путепроводы, тоннели распространены в США, Италии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Австралии, Норвегии, Швейцарии, Канаде, Китае, Корее, Японии, Мексике и ряде других стран.
В нашей стране до недавнего времени действовал только один платный участок — это 55-ти километровый обход села Хлевного и города Задонска на трассе «Дон» в Липецкой области, открытый в 2010 году. В 2012 году Государственная компания «Автодор» открыла в Московской области, на той же трассе, еще один платный участок, протяженностью 22 километра. В ближайшее время планируется создание двух новых платных участков на дороге М-4 «Дон», а в перспективе, к 2018 году, планируется ввод платной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург», протяженностью 669 км.
Для обеспечения будущего
Значительный рост интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения (до 5—7% ежегодно), резкое увеличение в составе транспортного потока доли большегрузных автомобилей (с осевыми нагрузками, превышающими расчетные), автопоездов и автобусов приводят к существенному увеличению изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дороги и дорожные сооружения, сокращению межремонтных сроков. Все эти факторы в совокупности вызывают необходимость обеспечения высоких требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию дорог и дорожных сооружений, разработки и применения в этих целях новых технических норм, прогрессивных технических решений, дорожных технологий и материалов, отвечающих современным потребностям.
Прежде всего повышенные требования должны предъявляться к характеристикам щебня, битума, других строительных материалов. В числе перспективных инновационных технологий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог можно назвать применение различных видов регенерации асфальтобетонного покрытия, новых технологий шероховатой поверхностной обработки, различных добавок для улучшения характеристик асфальтобетона (в том числе придающих покрытию противогололедные свойства), новых видов асфальтобетона с улучшенными характеристиками, различных видов геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонного покрытия (геосетки и нетканые синтетические материалы), георешеток и габионов (для укрепления откосов при устройстве подпорных стенок, для предотвращения размывов насыпи и берегоукрепления) и многого другого.
Вместе с совершенствованием технологий необходимо регулярное техническое переоснащение. Для этого требуется развивать финансовые инструменты, стимулирующие приобретение предприятиями новой техники, оборудования, технологий, разрабатывать и внедрять льготные условия кредитования, лизинга, налогообложения.
Особая роль должна отводиться кадровому обеспечению дорожного хозяйства России. Для подготовки инженерно-технических кадров в высших и средних специальных учебных заведениях необходимо разработать и согласовать с Минтрансом России и с представителями работодателей специальные программы обучения, создать условия для распределения и трудоустройства выпускников вузов. Предстоит совершенствовать систему дополнительного профессионального образования кадров дорожного хозяйства, включающую оценку и прогнозирование кадровой потребности, подготовку резерва на замещение руководящих должностей. Обязательно надо создавать систему научной стажировки молодых специалистов в странах, достигших наибольшего прогресса в области технологии дорожного строительства.
Важное значение имеет совершенствование документов нормативно-технического регулирования дорожной отрасли. В сложившихся социально-экономических условиях стала неизбежной гармонизация отечественной нормативно-технической базы с международными стандартами, актуализация действующих технических нормативов и разработка новых технических регламентов, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к строительству, ремонту и содержанию дорожной сети России.
В основном общие задачи, которые предстоит решать дорожному сообществу, содержатся в положениях перспективных стратегий и программ, но надо понимать, что по-настоящему их воплощение возможно, когда каждый на своем месте будет проявлять инициативу, искать и находить пути устранения преград.
01.04.2013 Отрасль глядит на штаб, а штаб впадает в кому?
Чем дальше, тем больше становится очевидным, что создание Госстроя России в качестве штаба отрасли, на которое так уповали российские строители, с треском провалилось. Причина — подотчетность и подведомственность Госстроя Минрегиону России. И хотя по положению Госстрой является самостоятельным ведомством, по факту Минрегион сделал из него свое подразделение, отобрав функции, права, обязанности и кадры.
Не выдержавший спецоперации министра и десантника Игоря Слюняева руководитель Госстроя Владимир Коган ушел сам и увел за собой несколько десятков не самых слабых руководителей и сотрудников. После этого Госстрой впал если и не в кому, то в спячку. Достаточно сказать, что сначала в правовом департаменте осталось 2 человека, а сейчас он полностью сокращен.
Владимир Токарев, брошенный, как на амбразуру, на руководство Госстроем, сейчас предпринимает попытки реанимировать не состоявшееся пока ведомство. Однако до тех пор, пока Минрегион будет согласовывать каждый шаг и каждый чих своей «дочки», ничего хорошего от Госстроя ждать не приходится. Тем более что и сам Минрегион сотрясают уходы, отставки и скандалы. Информация о 300 вакансиях, которая появилась на днях в газете «Коммерсантъ», говорит о глубоком кризисе этого профильного и единственного для строителей ведомства.
А ведь нерешенных вопросов в области строительства с каждым днем накапливается все больше. К сожалению, Минрегион совместно с Национальными объединениями смог продавить только часть поправок в Закон о Федеральной контрактной системе, которые вывели бы строительную отрасль из-под аукционов. Очевидно, что в ближайшее время и в этот закон нужно будет готовить поправки. Вопрос: кто будет этим заниматься?
Подвис в воздухе вопрос о том, какое ведомство контролирует строительные СРО. Ростехнадзор готов отдать эту ношу, но после того как, по неофициальной информации, на пути от Минрегиона в Белый дом дважды неизвестно куда делись согласованные со всеми ведомствами документы на этот счет, функции по контролю так и не переданы. Сейчас прорабатывается вопрос о передаче этих функций Госстрою, но захочет ли Минрегион отдать этот вопрос своему ведомству, неизвестно. На сегодняшний момент в положениях обоих ведомств нет ни слова о контроле за СРО. Как ни у одного ведомства не прописаны и функции контроля за Национальными объединениями — главными организациями, представляющими интересы строительного сообщества.
Видимо, Премьер-министру, да и Президенту России пришла пора более пристально посмотреть, что делается в государственном регулировании строительной отрасли. Очевидно, что необходимо создавать полноценное министерство с широким набором функций и полномочий, привлекать туда специалистов, да и понять, наконец, что строительство — не придаток экономики или развития регионов, а тот самый локомотив, который способен на себе вытащить и экономику, и регионы. И у этой отрасли, действительно, должен быть штаб, а не замок с привидениями.
01.04.2013 Инновации под вопросом
Внедрение инноваций в строительстве на сегодняшний день идет крайне тяжело. Для изменения ситуации в данном вопросе нужно не только менять консервативную позицию строителей, но и выстраивать единую систему технического регулирования, уверены представители профессионального сообщества.
Открывая семинар «Новые строительные материалы, конструкции и технологические решения при строительстве зданий и сооружений», состоявшийся на минувшей неделе в стенах Санкт-Петербургского Союза строительных компаний, директор союза Лев Каплан отметил, что «Союзпетрострой» проводит мероприятие, связанное с инновациями и применением новых строительных материалов впервые за 18 лет. По его словам, на сегодняшний день внедрение инноваций в строительном комплексе сопряжено с большими трудностями. Причиной тому служит как необходимость прописывания всех внедренческих новинок в проектно-сметной документации, так и итоговое удорожание проекта. «И в ряде случаев наши компании предпочитают применять что-то подешевле и попроще. И не задумываются, что же произойдет в процессе эксплуатации, – сказал господин Каплан. – Я сужу, в частности, по проблеме энергоэффективности. Ни одна строительная компания, несмотря на все призывы, не откликается на эти требования».
Разобраться в понятиях
Определиться, что же такое инновация в строительстве и каковы критерии признания технологии инновационной, предложил член совета СРО НП «Союзпетрострой-Проект», советник генерального директора ОАО «Мостострой № 6» Сергей Чижов. По его словам, инновация в классическом смысле – это нововведение в области техники, технологии, успешное использование новых идей. Но в то же время все обычные формулировки не дают качественной и количественной характеристик оценки инноваций. Сегодня, по словам эксперта, отсутствует четкая шкала оценки инновационной деятельности, отсутствует научно-методологическая основа, нет системного взаимодействия инновационных процессов в принципе. Он считает, что такие процессы в строительстве нельзя рассматривать в отрыве от потребительских свойств зданий и сооружений. В то же время эксперт отмечает тот факт, что существующая нормативно-правовая база в отношении безопасности и надежности зданий и сооружений (где и находится богатое поле для внедрения инновационных решений) сегодня не доработана, а ФЗ № 384 носит общий характер. «Нам нужно доработать группу стандартов, связанную с потребительскими качествами зданий, – объяснил Сергей Чижов. – Говоря техническим языком, улучшение первоначальных функционально-потребительских свойств зданий и сооружений на этапах их жизненного цикла путем повышения качеств надежности – это и есть инновация».
Тормозим на госзаказе
01.04.2013 Основы функционирования СРО в строительстве
Функция СРО в строительстве заключается не только в выдаче допусков к работам, но и в контроле деятельности компаний-членов организации. Строительные СРО составляют надежную платформу для развития строительного рынка Российской Федерации.
Взаимоотношения между саморегулируемыми организациями и строительными компаниями строго регламентируются Федеральным законом № 315-Ф3 от 01.12.2007 года и Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-Ф3 от 29.12.2004 года.
Членом СРО становятся добровольно, выбирая какую-нибудь одну из существующих организаций по профилю деятельности. СРО имеет полное право проверки своих членов на соответствие стандартам, требованиям и правилам, установленным на законодательном уровне в обязательных документах, а также разработанным и утвержденным самой организацией. В случае выявленных несоответствий принимаются меры дисциплинарного воздействия. В исключительных случаях возможно исключение из организации. Выданное свидетельство дает допуск к указанным работам без ограничения срока и указания территории. Документ бесплатный, если не брать во внимание единоразовые вступительный и компенсационный сборы, а также регулярные членские взносы.
За счет компенсационных взносов пополняется фонд, который нужен для выплаты причиненного вреда при выполнении профдеятельности одним из членов СРО по одной из видов работ: при инженерных изысканиях, подготовке проектной документации, реконструкции, строительстве и ремонте капитальных объектов. Ответственность ложится на виновника и организацию в целом. Сейчас готовится законопроект, который определяет взаимное страхование гражданской ответственности застройщиков за неисполнение (или исполнение не в полной мере) договорных обязательств.
01.04.2013 НОП подвело итоги
28 марта в Москве состоялся VIII Всероссийский съезд проектировщиков. На форум съехались руководители и представители зарегистрированных на территории России саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. Организатором мероприятия выступило Национальное объединение проектировщиков.
01.04.2013 Илья Пономарев: «НОСТРОЙ переживает неизбежные болезни роста»
01.04.2013 Национальное объединение корректирует подходы
Окружная конференция членов Национального объединения строителей по Северо-Западу решила рекомендовать съезду строительных СРО сформировать рабочую группу для разработки регламентов порядка планирования, бюджетирования и управления в НОСТРОЙ.
01.04.2013 В ожидании съезда
4 апреля в Барнауле пройдет VII съезд Национального объединения строителей. «Строительный Еженедельник» обратился к участникам рынка с вопросом: чего вы ждете от съезда?
01.04.2014 Директор СРО «СтройРегион» — в больнице, но в сознании
На г-на Афанасьева среди бела дня совершено нападение
По крайней мере, об этом сообщил питерский оппозиционный сайт «ЗаСРО».
Как написано на этом сайте, 29 марта, утром с 9 до 10 часов в центре Санкт-Петербурга на Афанасьева кто-то напал, после чего он с травмой головы попал в больницу. Полиция официально подтвердила информацию о происшествии и заявила, что проводит оперативно-розыскные мероприятия.
Участники форума на данном сайте, который весьма сложно назвать объективным и непредвзятым, вовсю обсуждают версии, что до г-на Афанасьева дотянулась длинная рука НОСТРОя. Поскольку все блогеры на данном сайте либо анонимны, либо вообще представляют собой виртуальные двойники администратора сайта, о законе «О клевете» никто и не вспоминает. Обсуждаются версии, что нападение организовал первый руководитель Аппарата НОСТРОя Михаил Викторов для того, чтобы не пустить г-на Афанасьева на съезд НОСТРОя в Барнаул. О логике в таких заявлениях приходится только мечтать. И вообще вспоминается известная фраза Сергея Доренко: «Казалось бы, при чем тут Лужков?». Перефразируя, скажем: «При чем тут Викторов?». По мнению оппозиции, Михаил Викторов при всем, начиная от затянувшейся зимы и кончая нелетной погодой в Барнауле. И вообще возможности Викторова представляются фантастическими — по нашей информации, он сейчас вне пределов России, но, видимо, его телепатические способности таковы, что он силой мысли вызвал неустановленное количество громил с тупыми предметами и направил их аккурат на встречу с г-ном Афанасьевым. Стоит только пожалеть, что НОСТРОЙ потерял человека с такими уникальными данными.
Но оставим в покое тяжелое прошлое, настоящее и будущее оппозиции НОСТРОя. Будем надеяться, что все остальные делегаты съезда доберутся до Барнаула в целости и сохранности. А г-ну Афанасьеву — только здоровья, поскольку оно ему понадобится для участия в многочисленных судебных заседаниях.
01.04.2013 Высокий уровень управления
Государство, понимая значимость безопасности, качества строительства и проектирования и контроля за этими аспектами деятельности субъектов рынка, в качестве механизма решения этих проблем предложило строительному сообществу создать сро (саморегулируемые организации), определило процедуры их создания, надзора и контроля их деятельности, солидарной материальной ответственности членов этих организаций в виде формирования компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб. Суть саморегулирования заложена в самом понятии. Рынок регулирует сам себя посредством специальных механизмов, которые предполагают повышение индивидуальной и коллективной ответственности. Собирается некая группа профессионалов рынка и договаривается, что будет вести бизнес определенным образом, в соответствии с определенными правилами и стандартами. Если кто-то нарушает правила, ответственность несет не только виновник, но и все остальные участники профессионального сообщества. Ущерб от некачественной работы погашается из общей «копилки», то есть компенсационного фонда, который потом восполняется до начальной суммы. Следовательно, основополагающими целями создаваемой системы саморегулирования в строительстве являются усиление ответственности строительных фирм за выполняемые строительные работы путем установления субсидиарной имущественной ответственности СРО за вред, причиненный членом такой организации вследствие недостатков строительных работ, а также повышение качества таких работ посредством принятия саморегулируемыми организациями стандартов и правил саморегулирования. Основные функции СРО – саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает требования к членству, привлекает к ответственности членов СРО за нарушения требований законодательства, нормативной документации, осуществляет анализ деятельности своих членов, представляет интересы членов СРО во всех уровнях власти, организует профессиональное обучение и аттестацию работников – членов СРО, обеспечивает информационную открытость. Права саморегулируемой организации таковы – СРО может контролировать деятельность своих членов в части соблюдения требований законодательства РФ, соответствия стандартам СРО, оспаривать любые акты, решения, действия органов государственной власти, если этим нарушаются права и интересы саморегулируемой организации и ее членов. А также участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и давать по ним свои заключения, вносить на рассмотрение предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики, запрашивать и получать информацию. Итак, саморегулирование – не просто новый этап в управлении строительной деятельностью. Это – гораздо более высокий уровень управления, контроля, ответственности. Когда за качество работы каждого отвечают все. В том числе, и – материально.
Новости по отраслям
- СРО строителей, проектировщиков, инж. изыскателей
- СРО актуариев
- СРО арбитражных управляющих
- СРО аудиторской деятельности
- СРО в области энергетического обследования
- СРО в отрасли связи
- СРО в сфере рекламы
- СРО в сфере ЖКХ
- СРО кадастровых инженеров
- СРО коллекторской деятельности
- СРО кредитных кооперативов
- СРО медицинской отрасли
- СРО оценочной деятельности
- СРО патентных поверенных
- СРО производителей строит. материалов
- СРО ревизионных союзов с/х производителей
- СРО страховой деятельности
- СРО транспортной отрасли
- СРО технической экспертизы
- СРО фондового рынка
- СРО частной охранной деятельности
- СРО риэлтерской деятельности
- СРО в сфере медиации
- Сро в области пожарной безопасности
- СРО в сфере теплоснабжения
- СРО в отрасли туризма
- СРО промышленной безопасности
- СРО в сфере регулирования алкогольного рынка
- Новости о регулировании СМИ, интернета
- СРО в сфере переработки отходов производства
- СРО в области торговли
- Новости саморегулирования
- Вопросы 94-ФЗ
- Новости Госзакупок
- Вопросы налогообложения
- Два мнения "За" и "Против"
- Коррупция не пройдет
- Заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию
- СРО финансового рынка