Обзор новостей СРО туристической деятельности с 24.10 по 30.10.2011

Минспорттуризма торопит выход СРО на туристический рынок

Несовершенство законодательства привело к чрезмерной задержке создания саморегулируемых организаций (СРО) на туристическом рынке России, заявила заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Надежда Назина в ходе конференции "Основные направления государственной политики по повышению конкурентоспособности туристского рынка в РФ".

Саморегулируемые организации призваны снизить влияние государственных надзорных органов в разнообразных сферах деятельности, требующих лицензирования, переложив ответственность на самих участников рынка. Деятельность СРО и порядок их создания регулируются федеральным законом "О саморегулируемых организациях".

"Создание СРО очень затянулось", - констатировала Назина, добавив, что закон о саморегулируемых организациях нуждается в правке, которая бы убрала препятствия на пути формирования СРО. Необходимость внесения поправок она объяснила острой востребованностью механизмов саморегулирования, которые, по ее словам, позволят избежать негативных последствий банкротств турфирм и других форс-мажорных обстоятельств.

Замминистра подчеркнула, что Минспорттуризма в будущем намерено инициировать поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ" с тем, чтобы вхождение на рынок могло осуществляться через СРО.

Коснувшись рассматриваемых в настоящее время в Госдуме поправок в закон о туризме, отдельные пункты которых были приняты в штыки отраслевыми общественными объединениями в сфере туризма, Назина отметила, что в ближайшее время представители министерства, Российского союза туриндустрии (РСТ) и Ассоциации туроператоров России (АТОР) встретятся еще раз, чтобы "попытаться сблизить позиции".

Законопроект о внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" был внесен в Госдуму в мае 2011 года. В документе предлагается снизить фингарантии для операторов, занимающихся въездным туризмом, с 10 миллионов до 500 тысяч рублей, запретить агентствам продавать турпутевки от своего имени, сделать ежегодный аудит обязательным для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год и сделать. АТОР и РСТ заявили о поддержке большей части предложенных поправок, но выступили категорически против запрета турагентствам работать и заключать договоры с туристами от своего имени. Меж тем глава Ростуризма в понедельник заявил, что вызвавший споры способ регулирования рынка - лишь временная мера, однако "в настоящее время актуальная".

Источник

Виталий Мутко готов обсудить с АТОР поправки в «Закон о туризме» до второго чтения

Виталий Мутко готов обсудить с АТОР поправки в «Закон о туризме» до второго чтения

Во вторник руководство Минспорттуризма активно общалось с представителями регионов, прессой и деловыми кругами. На всех встречах одним из основных вопросов стали поправки в Закон о туризме. Самой конструктивной оказалась встреча Министра по спорту, туризму и молодежной политике Виталия Мутко  с представителями АТОР в рамках заседания координационного совета «Деловой России».

Утро вторника началось с Научно-практической конференции Минспорттуризма, посвященной реализации Федеральной целевой программы по продвижению внутреннего и въездного туризма. В своей приветственной речи к участникам конференции заместитель министра Надежда Назина вкратце подвела итоги работы ведомства, и, в числе прочего, затронула вопрос о спорных поправках в «Закон о туризме».

Создание саморегулируемых организаций (СРО) на туррынке сильно затянулось, заявила замминистра по туризму Надежда Назина в ходе конференции. Виной тому, по ее мнению, несовершенство законодательной базы, которое все еще является основным препятствием к созданию СРО.

Надежда Назина подчеркнула, что механизмы саморегулирования на данный момент необходимы рынку как никогда. Именно они призваны помочь избежать негативных последствий банкротств турфирм и других форс-мажорных обстоятельств. Поэтому закон «О саморегулируемых организациях» нуждается в правке, которая бы убрала препятствия на пути формирования СРО. По ее словам, Минспорттуризма в будущем намерено инициировать поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» с тем, чтобы вхождение на рынок могло осуществляться через СРО.

Отметим, что по данным опроса АТОР, за создание СРО как наиболее эффективного механизма защиты прав туристов и развития бизнеса высказалось абсолютное большинство респондентов – 49%. А вот за введение поправки «от имени и по поручению» высказалось намного меньше представителей турбизнеса – 17%.

А до тех пор пока законодательная власть будет обсуждать и гармонизировать отдельные федеральные законы, в действующий отраслевой закон настоятельно рекомендуется наиболее спорная поправка: реализация турпродукта агентствами только от имени и по поручению туроператора.

Об этом говорили представители Минспорттуризма на заседании Общественной палаты. «Мы рекомендуем поддержать поправки в законопроект, в том числе в той его части, которая касается реализации турпродукта агентствами только от имени и по поручению туроператора. Законопроект положительно повлияет на защищенность потребителей и, кроме того, будет защищать права добросовестных турагентств», - заявил на заседании рабочей группы ОП генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко.

Напомним, против введения нормы о работе агента от имени и по поручению туроператора от лица турбизнеса выступили две отраслевые организации – АТОР и РСТ. По оценкам представителей рынка, принятие поправок выгодно только двум-трем крупным игрокам и приведет к монополизации на рынке. Удобны поправки и ряду турагентств: «крупняк» надеется на привилегированное положение у туроператоров за счет объемов поставляемых клиентов, а небольшие агентства стремятся снять с себя ответственность как за свои недоработки в общении с клиентом, так и ошибки операторов. Напомним, по данным РСТ, 70% жалоб от туристов поступает на некачественную работа именно турагента. Большинство «косяков» касается непредоставления или не полного предоставления информации.

Эксперты напоминают, что введение правила «от имени и по поручению» заметно затруднит выход на рынок новых агентств, а тем, кто на него уже вышел, но засветиться у туроператора еще не успел, скорее всего, придется работать со «средним эшелоном». В случае принятия поправок, операторы намерены вводить для агентств крупные депозиты.

Обо всем этом представители АТОР, принимавшие участие в заседании координационного совета «Деловой России», рассказали Виталию Мутко, который был специально приглашен на заседание для налаживания диалога с бизнесом. Выслушав аргументацию АТОР, Министр спорта, туризма и молодежной политики четко обозначил свою обеспокоенность сложившейся ситуацией и сказал: «Я готов встретиться с вами до второго чтения, обсудить еще раз этот законопроект, давайте вместе подумаем, что можно сделать».

Источник

Общественная палата рекомендовала Госдуме принять поправки в закон о туризме

Рабочая группа Общественной палаты РФ рекомендовала Госдуме принять поправки в закон о туристской деятельности во втором чтении.

Второе чтение законопроекта о внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" состоится 1 ноября. В документе предлагается снизить фингарантии для операторов, занимающихся въездным туризмом, с 10 миллионов до 500 тысяч рублей, запретить агентствам продавать турпутевки от своего имени, сделать ежегодный аудит обязательным для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год, ввести электронную турпутевку. Отраслевые объединения в сфере туризма - АТОР и РСТ - заявили о поддержке большей части предложенных поправок, но выступили категорически против запрета турагентствам работать и заключать договоры с туристами от своего имени. По их мнению, принятие этой поправки приведет к введению туроператорами депозитов для турагентств, банкротству части турфирм и росту цен на путевки.

"Мы рекомендуем поддержать поправки в законопроект, в том числе в той его части, которая касается реализации турпродукта агентствами только от имени и по поручению туроператора. Законопроект положительно повлияет на защищенность потребителей и, кроме того, будет защищать права добросовестных турагентств", - заявил на заседании рабочей группы ОП генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко.

Сопредседатель региональной общественной организации "Клуб защиты прав туриста" Роман Бобылев поддержал коллегу. "Закон полностью отвечает интересам потребителей. К сожалению, туроператорское сообщество не готово к этим изменениям и не хочет их принять. Но с точки зрения защиты прав потребителей поправки не приведут к подорожанию туров. Реально формированием турпродукта занимаются туроператоры. Если у туриста проблемы за рубежом, ему бесполезно апеллировать к розничному продавцу, только туроператор может оказать помощь. На практике туристы звонят агентствам, те переадресуют к туроператорам, а операторы, чувствуя, что ответственность размыта, откладывают решение проблем", - рассказал он.

По его словам, если ответственность за оказание услуг будет полностью возложена на туроператоров, это "простимулирует их к более четкому выполнению обязанностей по защите прав российских туристов за рубежом". "Кроме того, поправки в закон позволят обратить внимание на деятельность турагентств, которые выпали из сферы государственного регулирования. Туроператоры будут вынуждены заняться выработкой единых правил реализации, единых форм договоров. Недобросовестные агентства будут выдавлены туроператорами, которые сами, по своим критериям будут определять, хорошо работает агентство или нет", - считает Бобылев.

Он отметил, что следующим шагом может быть саморегулирование (СРО) турагентских организаций, "которое логично было бы рассмотреть в ближайшем будущем".

"Доводы против поправки о работе агентств от имени и по поручению, которые приводят туроператоры, несостоятельны. В частности, аргумент о том, что изменения приведут к повышению стоимости турпродукта. У нас уже был пример введения депозитов одним оператором, но оказалось, что на рынке слишком большая конкуренция. Туроператор был вынужден отказаться от этой практики. Думаю, туроператоры будут решать проблему не депозитами, а введением каких-то норм и правил для своих агентств", - подытожил Бобылев.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ отметил, что его организация уже направила в комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы письмо о поддержке поправок. "Очевидно, что такие изменения в интересах потребителей. Но не получится ли так, что закон будет принят правильный, а участники рынка начнут его обходить? Подобная ситуация была с законом о долевом участии в строительстве. Когда возникает проблема у потребителя услуги, он по закону должен обращаться к тому, с кем он связан договором. В большинстве случаев тур приобретается у турагента, значит, обращаются к нему. Нужно обеспечить, чтобы в договорах было прописано право турагента принимать претензии и проводить какую-то работу с потребителем", - подчеркнул он.

Шелищ добавил, что создание СРО должно очень серьезно помочь регулированию рынка. "Но при новых обстоятельствах, когда агентства становятся в буквальном смысле агентами туроператоров, надо понять, сохраняется ли поле их собственного саморегулирования или они уже должны быть в одном СРО с туроператорами. В любом случае, нам надо рекомендовать Общественной палате поддержать предложения по саморегулированию в отрасли и не только поддержать идейно, но и принять участие в этом процессе", - заявил он.

Начальник отдела государственного управления и развития туристской деятельности департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма Людмила Гольцева считает, что опасения туроператоров по поводу введения поправки безосновательны.

"У части туроператоров есть опасения по поводу монополизации рынка, возможных банкротств. На самом деле ничего не меняется. Сейчас некоторые туроператоры делят туропродукт на две составляющие и продают отдельно - по договорам купли-продажи и каким-то еще. В этом случае их действия подпадают только под действие Гражданского кодекса РФ и не подпадают под действие закона об основах туристской деятельности. Теперь дробить продукт будет невозможно. Кроме того, мы исключаем возможность ненадлежащего исполнения услуг, так как что сформировал туроператор, то и будет продавать турагентство. Защита будет и от мошенников, которые специально приходят на рынок, чтобы собрать деньги. Мы все проблемы не решим этими поправками, но хотя бы уберем их часть", - подчеркнула она.

"Туристу нет разницы, что у него написано в договоре. Агенту также нет разницы, от чьего имени он продает. Он продает чужой продукт, который сам не формирует. И туроператорам без разницы, от чьего имени его продукт продается. Мы никого в данном случае не ущемляем. Несвоевременное перечисление средств со стороны агентства туроператору - обычное дело. Бывает наоборот - агент перечислил деньги, оператор не забронировал услуги. Страдает от этого всегда турист. Наш законопроект защищает туриста от подобных неправомерных действий, так как поправки позволят туроператорам более жестко отбирать агентства и выстраивать с ними более четкие гражданско-правовые отношения в соответствии с ГК", - добавила Гольцева.

Она подчеркнула, что Минспорттуризма отказался от регулирования непосредственно агентской деятельности в связи с тем, что агенты - это, как правило, малый и средний бизнес, а в последнее время идут "призывы к его дерегулированию".

"У нас не было цели регулировать деятельность агентов. Если туроператор обладает деньгами, чтобы оплачивать финобеспечение, то агентства - это два компьютера, у них нет лишних средств. Поэтому дополнительно нагружать агентов мы не стали. Мы - сторонники того, чтобы они объединялись в СРО. Но это дело новое, нет СРО в турбизнесе, да и в других отраслях опыта пока мало. Решено все-таки не утяжелять нынешние поправки главами о СРО. Однако мы готовы этим заниматься, так как считаем, что такие организации нужны", - заметила Гольцева.

По ее мнению, поправки отсеют, как ранее финансовые гарантии, недобросовестных туроператоров. "Когда их вводили, тоже боялись, что все рухнет. Однако у нас до ведения финансовых гарантий было около 4 тысяч туроператоров, сейчас опять столько же. Да, будет перетряска рынка, уйдут недобросовестные туроператоры, но потом все образуется", - считает Гольцева.

Эксперт адвокатского бюро "Эдас" Алим Ошноков считает, что сегодня туроператоры в своих договорах ущемляют права потребителей, и готов это доказать на основе любого договора туроператора с агентством. По его мнению, интересы агента и потребителя совпадают. "Туроператоры сопротивляются поправке, но это важный эволюционный шаг в развитии туристического законодательства, который нужно сделать, иначе работать уже нельзя. Туроператоры опасаются давать агентам право работать от своего имени, но эта проблема не столь велика", - сказал он.

Гольцева добавила, что серьезным шагом в развитии туристического рынка станет введение электронной путевки, предусмотренное поправками в закон о туризме. "Каждая проданная в России туристическая путевка будет заноситься в специальную программу в электронном виде, и ее всегда можно будет посмотреть надзорным органам, Ростуризму. Мы долго шли к законодательному введению этой меры. Сейчас нам удалось доказать, что это необходимо потребителям", - подчеркнула она.

Источник

Будет вам и от имени, и по поручению

Приверженцы основной поправки в туристическое законодательство сошлись во мнении Будет вам и от имени, и по поручению

25 октября в Общественной палате РФ прошло экспертное совещание по вопросам поправок в Закон «Об основах турдеятельности». Позиции АТОР и РСТ, а также большинства туроператоров в отношении основной поправки – «ТА от имени и по поручению ТО» – были подвергнуты критике. Дмитрий Давыденко, руководитель Центра защиты и помощи гражданам за рубежом, уверен: законопроект полностью отстаивает интересы и туристов, и добросовестных турагентств. Его коллега, сопредседатель Клуба защиты прав туриста Роман Бобылев добавил, что ответственность операторов, безусловно, возрастет, к чему сами ТО не готовы. Но закон заставит их пристальнее обращать внимание на партнеров из розницы, в результате недобросовестные ТА будут просто выдавлены с рынка. Несостоятельными назвал г-н Бобылев и опасение, что реформа приведет к удорожанию туристических услуг. «Депозитов, которых так боятся турагентства, не будет ввиду высокой конкуренции на рынке», – уверен он. Эксперт также посчитал следующим шагом к совершенствованию рынка образование саморегулируемых организаций (СРО) в агентской среде (пока эта тема выведена за рамки обсуждения законопроекта). Однако присутствовавший на совещании председатель Союза потребителей Петр Щелищ осторожно заметил, что для агентств, которые предлагается лишить самостоятельности, оформление в СРО будет выглядеть странновато.
«Мне непонятно волнение некоторых операторов по поводу ответственности за агентства, – это уже из выступления Людмилы Гольцевой, начальника отдела госуправления и туристской деятельности Минспорттуризма. – Я не вижу оснований ни для «монополизации» рынка, ни для роста цен. А вот плюсы очевидны: ТА будут защищены от ТО и наоборот, ведь нередки случаи, когда первые не перечисляют деньги туристов, а вторые, получив их, не выполняют обязательств». Кроме того, г-жа Гольцева считает, что таким образом будет пресечено еще одно зло – дробление турпродукта (имеется в виду отдельная продажа перевозки и «наземки»).
В итоге присутствовавшие сошлись во мнении, что в случае принятия поправок все со временем «устаканится». А обсуждаемое предложение названо «революционным». Изложенная позиция будет направлена в профильный комитет Госдумы для рассмотрения во втором чтении, которое, напомним, состоится 1 ноября.

Источник

Плюсы и минусы нового туристического законодательства

Плюсы и минусы нового туристического законодательства

Несмотря на то, что поправки в главный туристский закон уже рекомендованы Комитетом Госдумы по экономической политике и предпринимательству ко второму чтению в том виде, в каком они были предложены Владимиром Головневым, споры о дальнейшей судьбе турагентств, которых могут обязать работать от имени и по поручению туроператора, не утихают.

Эксперты считают, что поправка серьезно проредит агентский рынок, а выйти на него новым компаниям будет практически нереально. Есть мнение, что для агентств, которым операторы доверят работать от своего имени, наступит «райская жизнь», а вот выдержат ли такую «нагрузку» туроператоры еще неизвестно - всех агентских ошибок и недочетов могут не выдержать даже самые крупные участники рынка.

Никаких скидок

С положительной оценкой работы турагента от имени и по поручению оператора выступил директор сети «МГП» Сергей Агафонов. Он уверен, что в результате принятия поправок произойдет сокращение агентского рынка, но во многом «за счет недобросовестных или низкоэффективных агентств, ломающих рынок и сводящих на нет рентабельность турагентского вида деятельности как такового баснословными скидками прямым клиентам». В своем открытом письме он отметил, что именно за счет этого низового сегмента - низкоэффективных, непрофессиональных, демпингующих компаний - и сократится турагентский рынок. В свою очередь сетевые объединения, как независимые, так и, естественно, операторские, а также давно и/или эффективно работающие на рынке самостоятельные агентства останутся на рынке, так как операторы заинтересованы в надежной дистрибуции.

Аналогичной позиции придерживается «Натали Турс». По словам президента компании Владимира Воробьева, продавая тур от имени туроператора, агент будет понимать, что все скидки, которые он решится предложить клиенту, будут отслежены туроператором, что побудит агентство продавать туры только по той цене, которая указана в договоре туроператора.

Мысль хорошая, да только, пожалуй, противоречит реальной практике. Ведь скидку агентство может предлагать из собственной комиссии, да и часто скидки предлагаются именно теми агентствами, которые работают с туроператорами давно и продуктивно, имея повышенную комиссию. Отследить, куда и на что истратил агент свое вознаграждение просто невозможно, нет у оператора ни таких полномочий, ни возможностей, как финансовых, так и кадровых. Так что не исключено, что большинство демпингующих компаний и после принятия поправок к закону продолжат «развращать» клиентов необоснованными скидками, так как с ними, как с проверенными годами партнерами, крупные туроператоры наверняка продолжат работать, доверяя им свое имя.

В бой идут одни старики

Не сложно догадаться, что с принятием нового закона туроператоры не будут разбрасываться своим именем и поручать работать с клиентами всем желающим. В первую очередь это ударит по только созданным агентствам - шансов набрать клиентуру и начать зарабатывать у них просто не будет. Предпочтение в работе будет отдаваться проверенной временем сети дистрибуции: она, к слову, у лидирующих туроператорских компаний уже давно сложилась.

Но даже старым проверенным агентствам придется изменить годами сложившийся порядок работы. Наверняка, чтобы не отвечать за каждую оплошность турагента, туроператоры потребуют от агентств внесения депозита, то есть некоего страхового фонда, из которого оператор сможет компенсировать свои расходы из-за ошибок сотрудников агентства. Размер его сейчас спрогнозировать сложно, скорее всего, он будет рассчитан для каждой компании индивидуально, исходя из объемов продаж.

Поэтому существующая сейчас практика работы одного агентства с большим количеством операторов, в скором времени может претерпеть изменения: оставить депозит у одного-двух операторов, может, агентствам и будет под силу, а вот разнести деньги по пяти или 20 компаниям для всех самостоятельных агентств будет нелегко. Можно предположить, что агентства будут вынуждены вливаться в существующие агентские сети или пытаться создавать новые, что удастся далеко не всем желающим. В результате ассортимент обычного турагентства уменьшится в несколько раз, в целом рынок монополизируется, вырастут цены на турпакеты. Как следствие, эксперты прогнозируют и снижение количество выезжающих за рубеж туристов.

Вне закона

Большинство операторов отмечает, что новые правила направлены на защиту интересов исключительно крупных представителей туррынка. Оздоровлению туристической отрасли и защите потребителя они, к сожалению, не способствуют. Более того, предлагаемые поправки создают условия для недобросовестных действий.

Сейчас каждый участник туррынка самостоятельно несет ответственность за принятые им деньги перед своим клиентом и контрагентом. Однако, работая от имени оператора, ответственности за принятые от туриста деньги агентство как бы и не несет. То есть, пропади агентство с деньгами туристов, туроператору придется отправить их за свой счет и неважно, что у него на этих туристов даже заявки от агента нет. И как быть оператору, если по вине такого агентства, ему придется нести ответственность даже не перед одной сотней клиентов?! Последствием этого будут новые банкротства операторов. Получается, законодатель фактически создает неблагоприятный фон для развития туристического бизнеса в России.

Вариантов «обхода» закона и сейчас на рынке встречается множество. Например, агентства могут именоваться «трэвел консультантами» или просто «стороной» договора. Работа от имени и поручению настолько усложнит взаимодействие турагентов и туроператоров, что недобросовестные участники рынка будут просто также обходить закон стороной. В результате, многие турагентства не уйдут с рынка, а просто окажутся вне правового поля. Совершенно очевидно, что приобретая тур у такого агентства, клиент вряд ли сможет рассчитывать на получение безопасной и обеспеченной страхованием услуги.

Туристов станет меньше

Одно из последствий принятия закона в его нынешнем виде - сокращение количества организованных туристов, причем не только в выездном туризме, но и во внутреннем. Согласно последней статистике Travelport, на данный момент в режиме онлайн свои туры бронируют самостоятельно только 7% россиян. Причиной сравнительно низкой интернет-активности россиян (в Европе самостоятельно бронируют туры примерно 25% туристов) является плохое знание иностранных языков и невысокая компьютерная грамотность.

Вот здесь и расцветут предложения заказа туруслуг в интернете за небольшую комиссию. Естественно, налоги в бюджет государства при такой схеме платить никто не собирается. Да и в случае возникновения проблем с заказанной услугой туристам помощи ждать будет не от кого.

Это не наш метод

Тем не менее, менять закон надо. Туристская отрасль готова к реформам, позволяющим сделать бизнес прозрачным, туриста защищенным, а турпродукт качественным. Эксперты сходятся во мнении, что для достижения вышеперечисленного необходимо вводить обязательное саморегулирование для туроператоров и турагентств. Саморегулирование, безусловно, имеет определенные минусы, правда касаются они в основном компаний, не желающих улучшать качество продукта, привыкших работать, применяя «серые» и «черные» схемы. А вот плюсы этого института огромны и очевидны. Самое главное - потребитель становится защищенным.

После введения СРО, туристу больше не придется разгадывать, правильные ли ему выдали в турфирме документы, так ли должна выглядеть путевка и не ущемляет ли договор его права. Все документы будут оформлены исключительно в соответствии с законом - иначе просто не стать компании членом СРО - и их образцы можно будет посмотреть на сайтах саморегулируемых организациях. Да и главный критерий порядочности компании для туриста запомнить будет несложно - доверить деньги можно только компании, которая является членом СРО.

Именно поэтому участники рынка призывают законодателей к более взвешенному подходу. Не стоит сгоряча принимать закон, который, если не откатит российский туризм назад, в прошлое, то светлого будущего не подарит точно.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости по отраслям

Архив новостей

сро в украине  

За размещаемую информацию со сторонних интернет ресурсов при наличии ссылки на эту статью Администрация сайта ответственности не несет